Как провести тренинг персонала по безопасности труда

Время на прочтение: 12 минут

Чтобы провести тренинг по теме производственной безопасности, одних только знаний недостаточно. В этом деле нужен опыт, понимание своей аудитории и практика.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и окунитесь в мир событий охраны труда.

Почему мы рассказываем об этом?

Мы – компания «Новая Парадигма». Более 15 лет наши тренеры проводят обучающие мероприятия по темам производственной безопасности. Напишите нам, когда это вам потребуется.

Зачем нужны тренинги?

Определим, что такое тренинг вообще какие у него цели.

Тренинг относится к активным групповым обучающим инструментам, во время которого участники получают знания и навыки по конкретной теме. Для тренинга характерны интерактивность, увлекательность и практико-ориентированность.

В форме тренинга могут проходить все обязательные виды обучения в области безопасности производства.

К примеру:

Тренинговый формат уместен и для инструктажей работников.

Есть специалисты по охране труда и пожарной безопасности, которые полагают, что для усвоения норм производственной безопасности персоналом, достаточно ознакомить работников с текстом инструкций или монотонно прочитать мини-лекцию на заданную тему.

Но во многих компаниях практикуют иной подход. Для целей обучения персонала приемам безопасности труда руководство освобождает отдельные дни (как это и предусмотрено законодательством), выделяет (а иногда и арендует) удобное помещение.

Обучение может проходить в виде тренинга или в смешанном формате (классическая лекция, тренинг, командная коуч-сессия, геймификация и т.п.). Выбор образовательной стратегии зависит от тех целей, которые ставит перед собой организация, а также от состава обучаемой группы и времени, отведенного на обучение.

Выбор в пользу тренинга лучше сделать, когда стоит задача:

  • Развить конкретные навыки (например, отработать приемы сердечно-легочной реанимации)

  • Научить персонал новым техникам (например, технике эвакуации из здания при угрозе пожара)

  • Передать персоналу знания в той форме, в которой работники лучше их усвоят.

Как учатся взрослые люди?

При работе над сценарием тренинга, методологи учитывают особенности получения знаний его взрослыми участниками.

Андрагогика – раздел педагогической науки, объектом которой является образование взрослых.


Термин «андрагогика» впервые прозвучал в 1833 году из уст немецкого педагога Александра Каппа. Но как научное направление, андрагогика стала развиваться только в ХХ веке. Ее родоначальником считают Малколма Ноулза, педагога из США. Однако, большой вклад внесли и советские ученые, изучавшие это направление. Активное распространение андрагогика получила совсем недавно, пару десятилетий назад. Андрагогические подходы помогают взрослым людям проходить профессиональное переобучение, осваивать новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся. Андрагогика (в отличие от педагогики) смещает фокус обучаемого с освоения общетеоретических, фундаментальных направлений на тот материал, который нацелен на решение конкретных задач реальной жизни.

Вот основные принципы андрагогики:

  1. Учет предыдущего опыта обучаемого, как основы для последующего

  2. Присутствие мотивирующего стимула к обучению (взрослый человек освоит новые навыки, только если сам захочет этого)

  3. Практико-ориентированность формируемых навыков

  4. Материал тренинга должен быть актуален слушателю, чтобы он мог использовать его немедленно

  5. Обучающийся самоуправляем и несет полную ответственность за результат своего обучения

Методы андрагогики создают среду для наиболее полного участия обучаемых в учебном процессе. Это активные и интерактивные методы обучения:

  • Ролевые игры, геймификация

  • Разбор кейсов

  • Упражнения и разминки

  • Мозговой штурм

  • Анализ текста, видео

  • Работа с метафорами, аналогиями

  • Дискуссии и дебаты

  • Круглые столы

  • Обмен опытом

  • Работа в парах / мини-группах

  • Взаимообучение

  • И многие другие.

Каким должен быть идеальный тренинг для персонала?

Как отличить хороший тренинг от обучающего мероприятия, составленного по-дилетантски?

Тренинг будет составлен грамотно, если:

1. Определена цель тренинга. Получен ответ на вопрос, каких результатов должен достичь обучаемый к моменту завершения тренинга.

2. В тренинге задействованы разнообразные способы обучения взрослых (слушание, визуализация, просмотр видео, наблюдение за тренером, самостоятельная активность слушателей, имитация реальных действий).

3. Структура тренинга построена на Цикле Колба (рисунок 1).

Цикл Колба – модель обучения, которую разработал Дэвид Колб (психолог, андрагог, методист, автор книги Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development). Этапы Цикла Колба следующие:


1 этап – изучение опыта: попытка действия, исходя из старых установок. Участники тренинга сталкиваются с ситуацией, когда их предыдущего опыта недостаточно для решения новой задачи.

2 этап – осмысление опыта и полученных в нем результатов. Обучаемые фрустрированы и готовы к получению нового опыта. Этому этапу характерна активная рефлексия и анализ проблематики тренинга.

3 этап – теория для улучшения результатов. Участники тренинга ищут варианты решения проблемы, которые ранее не использовали в своей практике.

4 этап – практика, эксперимент: формирование навыка. Новые способы решения задач отрабатываются через практические и творческие упражнения. При этом участники тренинга тестируют разные подходы, оценивают их практическую пользу.

Цикл Колба

Рисунок 1 – Цикл Колба

Тренинг, проводимый с учетом Цикла Колба, ориентирован на непрерывную практическую деятельность всех его участников. У такого подхода много плюсов:

  • Он повышает уровень вовлеченности слушателей в учебный процесс. Ведь многие взрослые участники тренинга имеют низкую мотивацию к обучению. Они не поверят в то, что каких-то навыков и знаний у них недостаточно, пока не убедятся в этом на собственном опыте

  • Навыки, «добытые» путем практики, усваиваются наиболее быстро и полно

  • Несмотря на соответствие определенной структуре, тренинг не будет шаблонным. Каждый раз это импровизация, следующая за действиями группы, ее динамикой

  • У каждого обучаемого новые навыки «ложатся» на его предыдущий опыт (исправляя и обогащая его).

4. Сценарий тренинга построен из следующих обязательных блоков:

  • Введение (вступление, знакомство с группой)

  • Основная часть (учебные блоки и модули)

  • Заключение (подведение итогов тренинга, обратная связь от слушателей, прощание).

Каждый раз мы пишем новый сценарий тренинга, учитываем цель и формат, исходя из предпочтений конкретной компании, состава обучаемой группы, корпоративных ценностей и традиций команды.

5. Во время обучения тренер контролирует тайминг и групповую динамику слушателей. То есть те положительные изменения, которых достигает группа за конкретный интервал тренинга, отведенный на изучение конкретного блока или модуля.

6. Найдено комфортное место для тренинга: площадь пространства такова, что дает возможность удобно расположиться каждому участнику тренинга, выделена зона для реквизита (демонстрационных материалов, тренажеров и т.п.), а также технических средств. Хорошо, если слушатели смогут свободно передвигаться в пространстве во время тренинга, чтобы участвовать во всех индивидуальных и групповых активностях.

Сколько длятся тренинги?

Продолжительность тренинга может быть различной. Она зависит от поставленной на тренинг задачи, размера группы обучающихся и иных факторов. Тренинги для отработки бизнес-задач обычно занимают около двух - трех дней. Тренинги по безопасности производства, организуемые нашей командой, наиболее часто проходят в формате до одного рабочего дня.

Тренинг продолжительностью менее одного дня хоть и относится к формату «мини», но от этого не снижает своего положительного эффекта на участников при грамотной его организации. Важно, чтобы времени, отведенного на тренинг, хватило для практической отработки навыка каждым обучаемым. Если время ограничено, то требуется определить такую цель тренинга, которую реально достигнуть в заявленных условиях.

Где провести тренинг?

Чем больше участников в группе, тем просторнее им потребуется помещение для участия в тренинге. Наша команда часто проводит выездные тренинги по производственной безопасности на территории работодателя. Для проведения тренинга подходят большие учебные классы, актовые залы, переговорные комнаты, столовые зоны, спортивные залы, просторные кабинеты. Тренинги допустимо проводить в летнее время и на улице, если позволяет погода, обеспечив при этом участникам возможность укрыться от солнца, дождя или ветра.

Иногда работодатель выделяет под учебный процесс часть рабочей зоны производственного помещения. У этого есть как положительные, так и отрицательные стороны.

В правильно организованном пространстве цеха можно отработать навыки безопасности «в среде» – на рабочих местах слушателей. Но при этом, если производство не останавливают, тренинг проходит в условиях повышенного шума и запыленности. Объективно говоря, в таких условиях полноценный тренинг не состоится. Формат обучения будет похож на краткий инструктаж или интеллектуальную зарисовку по теме безопасности в стиле «stand-up», которые, хоть и останутся в памяти обучаемых, к нужной проработке навыков не приведут.

Каким должен быть тренер по навыкам безопасности?

Первое качество спикера, который проводит тренинг по производственной безопасности – его тематическая осведомленность. Обучающиеся (руководители, офисный персонал или представители рабочих профессий) тонко чувствуют отсутствие профессионального «лексикона» у тренера, его поверхностные знания в преподаваемой сфере. Поэтому предпочтение стоит отдавать профильным спикерам.

Важно, чтобы тренер обладал и такими персональными качествами, как:

  • Развитый навык ораторского мастерства

  • Харизматичность, навыки вербальной и невербальной коммуникации

  • Развитый эмоциональный интеллект

  • Активность и уверенность

  • Равное, но при этом – уважительное отношение к участникам тренинга

  • Умение управлять (и направлять) аудиторию, удерживать ее внимание в течение продолжительного времени

  • Умение работать со «сложными» вопросами, давать развивающую обратную связь.

Тренер сочетает сразу несколько ролей, подходящих разным обучающим методам:

  1. Эксперт, инструктор, консультант. В этой роли тренер передает знания в формате информационного блока (проводит мини-лекцию, часто с демонстрацией презентации и ответами на вопросы участников).

  2. Модератор. Спикер следит за временем, отведенным на разные учебные активности, организует развивающую среду, соблюдение регламента и правил тренинга. Тренер обеспечивает эффективную групповую коммуникацию и личную вовлеченность каждого участника.

  3. Шоумен. В этой роли, спикер делает обучение ярким, запоминающимся, вовлекая слушателей на уровне эмоциональной составляющей тренинга.

  4. Фасилитатор, коуч. Тренер удерживает внимание группы на целях тренинга, чтобы каждый его участник получил результат от обучения через свой личный опыт.

  5. Методолог. Тренер осведомлен о том, что каждый слушатель имеет свой ведущий способ обучения. Поэтому тренинг составляют так, чтобы «работать» на всю аудиторию и охватить различные стили обучения, в зависимости от предпочтений разных людей. Тренинг должен включать теоретический и практический блоки, аналитические упражнения, а также любимые многими творческие задания.

Итоги

Тренинги по тематике производственной безопасности – популярный образовательный формат обязательного обучения персонала. Участвуя в тренингах, работники эффективно формируют навыки безопасного труда, повышая при этом производственную культуру предприятия.

Если ранее вы не пробовали такой формат обучения – сейчас самое время исправить это. Мы профессионально занимаемся тренингами по безопасности. Свяжитесь с нами, когда это станет для вас актуальным.

Для оформления статьи использовалось изображение от standret с сайта Freepik

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты