3 навыка высокоэффективного СОТа

Навыки профессиональной эффективности

Рабочие реалии сейчас таковы: мало обладать профессиональными знаниями и навыками, чтобы быть востребованным специалистом и продвигаться по карьерной лестнице. Образование (высшее профильное или переподготовка) – прекрасная основа для профессионального старта в охране труда и развития необходимых hard skills – знаний законодательных требований и успешного их применения в различных производственных ситуациях. Однако в ежедневной работе на первый план выступает иной тип умений и инструментов – soft skills.

«Мягкие (гибкие) навыки» это – определенные черты, характеристики и способности человеческой личности, напрямую не связанные с профессией, позволяющие эффективно решать жизненные задачи и успешно коммуницировать в коллективе. Доказано, что именно soft skills являются определяющими показателями успеха и высокой заработной платы для работников большинства направлений деятельности. И охрана труда здесь, конечно, не исключение.

Так как же стать настоящим высокоэффективным профи в сфере безопасности производства? Ниже расскажем о трех супер-способностях, развитие которых даст специалисту по охране труда весомые конкурентные преимущества.

3 место – системность

Системность (системный подход, системное мышление) в работе специалиста по охране труда – достаточно трудный, но интересный и эффективный способ решения профессиональных задач. Который, к тому же, подкреплен требованиями законодательства. Понимать производственную безопасность как отдельный элемент, в отрыве от деятельности организации ошибочно. Современные реалии требуют внедрения интегрированной с общей системой управления компанией системы управления и охраной труда.

Признаками системной работы являются:

  • Комплексное и всестороннее изучение объекта

  • Решение задач от общего – к частному, а не на оборот

  • Выявление факторов (внешних, внутренних), влияющих на процессы, протекающие в системе

  • Определение, оценка системных несовершенств, поиск методов их решения

Системный подход эффективен, так как позволяет работать с причиной нарушений, а не со следствиями таковых. Таким образом, сокращаются трудозатраты, количество нежелательных инцидентов и рутинных, однообразных проблем.

Чтобы развить в себе системность, необходимо решать не отдельно взятую задачу, а работать над ней «в общем виде», понимая масштаб всего процесса, причинно-следственные связи и подпроцессы в нем происходящие. Ломайте стереотипы, ставшие вашей рутиной: займитесь поиском оптимизации привычных процессов, используя новые, нестандартные методы.

2 место – навыки коммуникации и переговоров

Сталкивались ли вы когда-либо с ситуацией, когда вас не понимали окружающие? А вы всегда понимаете других людей, чувствуете их потребности, умеете считывать эмоциональное состояние?

Если коммуникативные навыки – не ваш «конек», то самое время заняться их развитием.

Клиент-ориентированные, легкие в общении специалисты востребованы во всех отраслях, и охрана труда здесь не исключение. Коммуникация тогда эффективна, когда:

  • Решаются повседневные задачи, где требуется межличностный обмен данными

  • Не возникают или успешно разрешаются возможные недопонимания и конфликты

  • Налаживаются деловые и партнерские связи

  • Получается аргументировать и отстоять свою точку зрения

К коммуникативным навыкам относят:

  • Умение четко, ясно и понятно выражать свои мысли (в разговоре, переписке)

  • Умение слушать и слышать (определять потребности) собеседника

  • Умение верно считывать эмоции, интерпретировать скрытые «послания» собеседника

  • Навык публичных выступлений

  • Владение приемами вербальной и невербальной коммуникацией

  • Владение своим эмоциональным состоянием, борьба со стрессом

Навыки эффективной коммуникации можно и нужно развивать. И сейчас для этого существует множество возможностей.

Вот что будет полезно начинающему «переговорщику» (а специалисты по охране труда обязательно ведут переговоры – и с работодателем, и с работниками, и с органами власти):

  1. Чтение профильной и художественной литературы, просмотр фильмов (здесь поможет разбор ситуаций, в которые попадают герои и анализ их реакций на данные обстоятельства, в т.ч. разбор и анализ межличностных диалогов)

  2. Освоение специальных приемов коммуникации (активное слушание, ненасильственное общение и т.п.)

  3. Метод наблюдения за коммуникациями других людей (мы социальны по своей природе, поэтому берем пример у своего окружения, в т.ч. перенимая стиль и манеру общения)

  4. Запрос обратной связи у коллег об оценке своих коммуникативных навыков. Взгляд со стороны поможет выявить моменты, требующие улучшения.

  5. Постоянная практика: инициируйте общение, оценивайте его результаты, работайте над ошибками и общайтесь снова!

1 место - проактивное мышление

Номер 1 в нашем списке – проактивное мышление. Человек, думающий и действующий проактивно сам формирует свою реальность, является ее творцом, а не просто «плывет по течению», реагируя на внешние стимулы. У проективного мышления есть ряд характеристик:

  • Активная жизненная позиция

  • Высокий уровень продуктивной рефлексии

  • Понимание того, что каждый сам инициирует происходящее, а значит – может на него влиять

  • Умение самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность

  • Умение анализировать и прогнозировать ситуацию

  • Умение извлекать пользу из любых жизненных обстоятельств

Почему работодатели так ценят проактивных сотрудников?

  • Они принимают взвешенные решения, надежны и ответственны

  • В трудных ситуациях – не склонны поддаваться панике, умеют брать эмоции под контроль

  • Автономны и менее нуждаются во внешнем управлении

  • Не реагируют остро на каждый внешний стимул

Предвидим возможные возражения – можно ли вообще мыслить и действовать проактивно, работая в такой законодательно непредсказуемой сфере, как охрана труда?

Наш ответ однозначный – «да!». И если это пока не получается у вас сегодня, нужно по возможности стремиться к желаемому. Вот несколько советов, как это сделать:

  1. Учитесь новому и внедряйте полученные знания в работу. Знания расширяют кругозор, но без практического использования мало полезны. Только опытным путем знания трансформируются в навыки и умения, открывая перед вами новые профессиональные горизонты и показывая различные способы выходов из любых жизненных обстоятельств.

  2. При возникновении профессиональных задач – ищите пути их решения самостоятельно. Анализируйте и взвешивайте возможные последствия от каждого варианта действий. Советуйтесь с коллегами, но помните, что финальное решение – за вами, будьте готовы понести за него ответственность.

  3. Допустили ошибку? Проанализируйте ее, сделайте выводы, не поддаваясь соблазну найти виноватых. Важно акцентироваться не на самой проблеме, а на том, как сыграть на опережение и не допустить подобного в будущем.

  4. И, наконец, добавляйте в рутину креативности. Творчество – это не просто один из способов самовыражения. Это путь осмысления мира, отличный от стандартно-рационального. Поэтому ищите способы решения рутинных задач в применении нестандартных, нешаблонных методов и приемов. Возможно однажды, ваши находки станут ноу-хау и перевернут традиционный взгляд на подходы к охране труда.

Еще больше интересного контента в нашем Telegram–канале. Подписывайтесь и будьте в центре событий мира охраны труда!

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты