Новости

С 1 сентября 2025 г. будет действовать новая редакция постановления Правительства РФ № 2334 от 16 декабря 2021 г. Данное постановление определяет правила аккредитации, а также требования к организациям и ИП, оказывающим услуги по охране труда. Напомним, что организации и ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Изменения коснутся в том числе следующих аспектов:
-
сокращение сроков аккредитации с 25 до 15 рабочих дней
-
отмена бумажных заявлений о регистрации в реестре аккредитованных организаций и ИП
-
исключение из списка документов копии устава организации.

Минтруд России предлагает продлить срок действия некоторых правил по охране труда с 31 декабря 2025 г. на 1 сентября 2031 г.
Таких правил больше 40, среди них:
-
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
-
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
-
Правила по охране труда в сельском хозяйстве;
-
Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности;
-
Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ.

Минтруд России подготовил проект приказа, в котором предлагается скорректировать Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (утв. Приказом Минтруда от 11.07.2024 № 347н).
В частности, проектом предлагается:
-
Расширить перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию: планируется разрешить возмещать за счет средств СФР расходы на приобретение оборудования, обеспечивающего автоматизированное дистанционное проведение медицинских осмотров
-
Учитывать при возмещении средств туристический налог, который входит в стоимость санаторно-курортной путевки
-
Установить порядок принятия решений о финансировании предупредительных мер в случае выделения в течение финансового года дополнительных средств.
На данный момент проект проходит стадию публичного обсуждения.

На данный момент в соответствии со статьей 205 ТК РФ требования трудового законодательства, в том числе нормы охраны труда, распространяются и на лиц, которые заключили ученические договора. Однако, в ТК РФ нет четкого определения ученического договора.
Для уточнения норм трудового законодательства об ученическом договоре Минтруд подготовил законопроект, который предусматривает:
-
введение понятия ученического договора, его содержания, прав и обязанностей сторон
-
уточнение форм ученичества
-
конкретизацию категорий лиц, которые могут заключать ученический договор
-
установление запрета на заключение ученического договора по программам СПО или высшего образования с лицом, которое уже заключило договор о целевом обучении.

В рамках реализации федерального проекта «Здоровье для каждого» Минздравом России опубликовано руководство по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ «Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих» (Письмо Минздрава России от 4 февраля 2025 г. N 15-6/И/2-1774).
Данное руководство было разработано совместно ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России.
Корпоративные программы укрепления здоровья работающих (КПУЗР) на рабочем месте объединяют усилия работодателей, работников и органов власти по улучшению здоровья и благополучия трудоспособного населения. Для подготовки КПУЗР планируется использовать заключения рабочей группы, состоящей из представителей служб охраны труда, управления персонала, медицинской службы, руководства и работников организации, а также данные, полученные в результате проведенных мероприятий СОУТ.
В опубликованном руководстве приводятся также примеры практического применения подобных КПУЗР в различных регионах России. На заседаниях создаваемых многосторонних комиссий, включающих представителей региональных министерств, профсоюзов и работодателей, рассматриваются предложения и обсуждаются результаты внедрения программ здоровьесбережения на рабочих местах.

В соответствии с проектом Приказа Минтруда России от 21.03.2025, планируется изменить порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также форму сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Основанием для внесения сведений в реестр станет прохождение экспертом аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда вместо установленной сейчас процедуры получения сертификата. Сведения будут включать: ФИО эксперта, уникальный номер записи в реестре и дату ее внесения, даты окончания срока действия и аннулирования аттестации, области деятельности эксперта.
Электронная форма сертификата будет формироваться автоматически средствами ФГИС СОУТ.

С 1 сентября 2025 года планируется ввести в действие обновленные формы медицинских заключений, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве. Минздрав подготовил соответствующий проект приказа.
Будут утверждены две ключевые формы:
-
№ 315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести». Эта форма будет выдаваться медорганизацией незамедлительно после поступления запроса организации или ИП.
-
№ 316-1/у «Медицинское заключение об окончательном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве». Эту форму будут выдавать пострадавшему по окончании лечения, а также по запросу работодателя.
Действующий Приказ Минздрава России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» утратит силу.

Роструд на портале "Онлайнинспекция.РФ" дал разъяснение по поводу того, в каком объеме должны выдаваться средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на условиях неполного рабочего времени.
По мнению Роструда, все необходимые СИЗ, дерматологические СИЗ и смывающие средства таким работникам должны выдаваться в полном объеме, как и сотрудникам, работающим на полную ставку. Уменьшение количества выдаваемых СИЗ пропорционально отработанному времени не допускается.
В соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами потребность в СИЗ определяется работодателем исходя из профессий и должностей работников, результатов СОУТ и ОПР, количества работников на рабочих местах, а также иных факторов. Выдача дерматологических СИЗ производится ежемесячно (за исключением периодов нахождения в отпуске).
Социальная работа