Как составить приказы по охране труда

Приказ по охране труда – организационно распорядительный документ, издаваемый руководителем организации, по вопросам обеспечения безопасности труда работников. Видов приказов по охране труда достаточно много, в данной статье мы разберем основные типы документов и расскажем о том, как их правильно разработать и оформить.

Кто составляет приказы по охране труда?

Конечно, тот факт, что приказы по охране труда утверждаются первым лицом компании, совершенно не говорит о том, что их составляет сам руководитель. Проекты приказов (по охране труда, другим видам деятельности компании), составляются структурными подразделениями (должностными лицами) организации, ответственными за данный вид деятельности. Таким образом, справедливым будет считать, что проекты приказов по охране труда составляет специалист по охране труда, или лицо его замещающее.

Виды приказов по охране труда

Приказы по охране труда относятся к приказам по основной деятельности организации. Их можно разделить на два основных типа:

  • Приказы, обеспечивающие выполнение государственных нормативных требований по охране труда в организации (например, об утверждении инструкций, правил по охране труда в организации)

  • Приказы, устанавливающие управленческие решения, в рамках функционирования системы управления охраной труда организации (например, о назначении лица, ответственного за проведение вводного инструктажа по охране труда)

Общие правила оформления приказов по охране труда

Приказы по охране труда входят в общий документооборот компании и оформляются на фирменном бланке организации с учетом ее корпоративного стиля.

Приказы нумеруются в хронологическом порядке в рамках календарного года. Формат нумерации (ведение общей «сквозной» нумерации приказов по организации или же введение отдельной нумерации приказов по охране труда) устанавливается руководителем организации.

Совет! Мы рекомендуем вести нумерацию документов по охране труда отдельно от прочих приказов по основной деятельности организации. Как правило, приказы по охране труда нумеруются буквенно-цифровым методом, например «Приказ №08-ОТ», где «ОТ» - буквенный шифр, обозначающий принадлежность организационно-распорядительного документа к системе управления охраной труда. Для регистрации приказов по охране труда рекомендуется завести отдельный журнал свободной формы.

Каждый приказ по охране труда должен содержать следующие сведения:

  • Наименование организации (а также при необходимости и ее реквизиты)

  • Указание на вид документа (приказ)

  • Дата издания

  • Место издания

  • Наименование приказа

  • Регистрационный номер приказа

  • Подпись руководителя

  • Визы согласующих лиц

Также в приказе может быть указана следующая дополнительная информация:

  • Сведения об исполнителе

  • Сведения о согласующих лицах

  • Отметка о контроле и прочие отметки

Текст приказа состоит из двух частей:

1 часть – констатирующая (преамбула). В этой части приказа говорится об основаниях (причинах, событиях, целях, задачах), послуживших предпосылками к созданию данного приказа.

Например: «В целях исполнения статей Трудового Кодекса РФ….», «На основании требований ст. 15 ч.1 Постановления Правительства РФ…..».
Преамбула приказа заканчивается словом «ПРИКАЗЫВАЮ».

2 часть - распорядительная. В ней содержится перечисление предписываемых действий (в одном или нескольких пунктах, подпунктах). Если приказом отменяется действие документа, действующего ранее, то его реквизиты и наименование также указываются в распорядительной части документа («Признать утратившим силу Приказ №02-ОТ от 23.02.20г», «Отменить действие п.4. Приказа №17-ОТ от 14.07.22г»).

Приказ подписывается руководителем организации (или лицом его замещающим), а также в обязательном порядке визируется лицами, чьи должности и ФИО указаны в распорядительной части приказа в качестве лиц, ответственных за его исполнение. Подпись состоит из:

  • Личной подписи лица, подписавшего документ, и ее расшифровки

  • Наименования его должности

  • Даты подписания документа.

Этапы разработки приказов по охране труда

Для того, чтобы составить приказ по охране труда, действуйте следующим образом:

  1. Изучите требования нормативных актов, на основании которых будет разработан приказ. Определитесь, в каких статьях документов содержатся требования, которые будут отражены в приказе, какие дальнейшие действия потребуются от работодателя, чтобы выполнить эти требования.

  2. Создайте черновой вариант приказа, согласуйте проект с заинтересованными лицами и руководителем. При необходимости – отредактируйте текст приказа.

  3. Убедитесь, что приказ составлен юридически верно, а также с учетом корпоративных стандартов оформления документации организации.

  4. Обеспечьте утверждение приказа руководителем, а также ознакомление и получение подписей всех упомянутых в приказе должностных лиц.

  5. Обеспечьте регистрацию приказа в документообороте организации (присвоение приказу соответствующего номера и даты регистрации).

  6. Растиражируйте приказ в необходимом количестве (на копиях приказов, как правило, ставится отметка «Копия верна» с указанием лица, визирующего документ, его подписи и даты). Обеспечьте сохранность оригинала документа (его контрольного экземпляра) в соответствующей папке в номенклатуре дел организации.

  7. Передайте копии документа всем заинтересованным сторонам (должностным лицам, подразделениям).

При разработке проекта приказа, следуйте этим правилам:

  • Преамбула приказа должна содержать ссылки на актуальные нормативные требования, послужившие причиной издания данного документа

  • Текст приказа должен быть предельно конкретным, без «размытых» формулировок (избегайте пространного текста в формате повествования)

  • При изложении требований, подлежащих к исполнению, используйте глаголы в повелительной форме

  • Излагайте требования от первого лица (от лица руководителя, подписывающего документ)

  • Нумеруйте пункты распорядительной части приказа (чтобы при необходимости, иметь возможность сослаться на необходимый раздел распорядительного акта)

  • Излагайте требования в распорядительной части приказа в хронологически-требуемом порядке их исполнения

  • Указывайте конкретных ответственных лиц в каждом пункте требований (ФИО, должность). При указании нескольких ответственных лиц – разделите их зоны ответственности.

    Пример: «Назначить ответственным за содержание и своевременное пополнение аптечки первой помощи следующих работников:

    - Сборочный цех: начальник цеха Гришаев Дмитрий Германович;

    - Покрасочный цех: начальник цеха Семенов Борис Александрович;

    - Склад: начальник склада Самсонов Владимир Гаврилович;

    - Офис: офис-менеджер Лебедева Марина Максимовна».

  • Не перегружайте распорядительную часть приказа. Второстепенные или объемные требования оформляйте в виде приложений (в приложениях указывайте реквизиты головного документа: «Приложение №1 к Приказу №09-ОТ от 01.03.24г»)

  • Укажите сроки исполнения в каждом пункте требований (если требования не носят регулярный характер)

  • Укажите в распорядительной части информацию о должностном лице (или подразделении), которое является ответственным за исполнение приказа

  • Помните, что положения, правила, инструкции по охране труда не обязательно делать приложениями к приказу, их утверждающему. Приказом можно ввести в действия разработанные документы, а гриф «УТВЕРЖДАЮ» указать на каждом положении и инструкции

  • Укажите срок введения в действие приказа, если он отличается от момента издания приказа

Какие приказы нужны по охране труда

  • Приказ о назначении ответственного(ых) за охрану труда

  • Приказ об утверждении плана мероприятий, целей по охране труда

  • Приказ о введении в действие инструкций по охране труда

  • Приказ о введении в действие политики, положений по охране труда

  • Приказ о введении в действие правил по охране труда

  • Приказ о создании единой комиссии по проверке знаний требований охраны труда

  • Приказ об организации обучения по охране труда

  • Приказ об утверждении программ обучения по охране труда

  • Приказ об утверждении программ инструктажей по охране труда

  • Приказ об утверждении программ стажировок по охране труда

  • Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного инструктажа по охране труда

  • Приказ о назначении лиц, ответственных за проведение инструктажа на рабочем месте

  • Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство

  • Приказ об обеспечении рабочих мест аптечками первой помощи

  • Приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

  • Приказ об организации и проведении медицинских осмотров работников

  • Приказы, регламентирующие выполнение работ повышенной опасности

Важно! Обратите внимание, что данный перечень является ориентировочным. Финальное требуемое количество и состав приказов зависит от многих факторов (структуры компании, ее штатной численности, видов и специфики деятельности и многих других вводных характеристик).

Нужна помощь в составлении приказов по охране труда? Обратитесь к специалистам Новой Парадигмы! Мы будем рады помочь вам!

Еще больше информации в нашем Телеграмм-канале. В нем мы рассказываем о новостях охраны труда, делимся полезной информацией. Подписывайтесь и будьте в центре событий мира охраны труда!

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты