Психологическая поддержка пострадавшим

Время на прочтение: 7 минут

Здравствуйте, уважаемые читатели блога компании «Новая Парадигма»!

Мы часто проводим тренинги, обучающие действиям в нестандартных, экстремальных ситуациях. В этом материале хотим поделиться с вами приемами оказания психологической поддержки, которые помогают поддержать пострадавших, оказавшихся в нелегких жизненных обстоятельствах.

Чтобы получить консультацию и записаться на тренинг – перейдите по ссылке.

Никто из нас не застрахован от негативных событий. В мире ежедневно происходят инциденты, приводящие к потере человеческих жизней, утрате здоровья. Каждый может сам оказаться в экстремальной ситуации или стать свидетелем чрезвычайного происшествия.

Кроме первой помощи пострадавшим также нужна психологическая поддержка, этот тот ресурс, который позволит эмоционально стабилизироваться и даст силы дождаться приезда медиков и психологов.

Что такое психологическая поддержка

Психологическую поддержку оказывают лица, не имеющие психологического образования. И вместе с этим, правильная психологическая поддержка – важный этап первой помощи.

Это система психологических приемов, позволяющая пострадавшим справиться с первичной реакцией психики, вызванной экстремальной ситуацией.

Почему пострадавшему нужна психологическая поддержка

Кризисная ситуация, связанная с травмой или катастрофой, часто развивается молниеносно. Человек из ситуации полного благополучия неожиданно для себя переходит в состояние, связанное с угрозой жизни и здоровья. При этом жертва ситуации переживает сильнейшее эмоциональное напряжение, которое может визуально проявляться в виде следующих реакций:

  • Страх

  • Тревога

  • Гнев

  • Апатия

  • Чувство утраты

  • Обида

  • Отчаяние, безысходность

Пострадавший пребывает под влиянием своего эмоционального состояния, лишаясь возможности конструктивно действовать и управлять ситуацией. Психологическое состояние пострадавших можно охарактеризовать таким образом.

Пострадавший:

  • Неадекватно оценивает свои возможности (в т.ч. из-за телесных повреждений, которые, подчас, игнорируются)

  • Утрачивает способность действовать осмысленно, рационально и целенаправленно

  • Не может критически оценить ситуацию, ее опасность, прогноз развития и возможные угрозы

  • Отстраняется от контакта с окружающими, или, напротив, ведет себя чрезмерно активно.

Данные особенности наблюдаются не только у тех, кто стал непосредственным участником инцидента и получил какие-либо травмы. Схожие эмоциональные состояния могут наблюдаться и у случайных свидетелей катастроф.

Выйти из такого состояния самостоятельно может далеко не каждый. Поэтому психологическая поддержка пострадавших желательна.

Правила оказания психологической поддержки

Законодательных ограничений на оказание первичной непрофессиональной психологической поддержки нет.

Однако, принимая решение об оказании психологической поддержки, помните об ее основных правилах:

  1. Нельзя оказывать психологическую поддержку, если это угрожает жизни и здоровью помогающего.

  2. Не стоит оказывать поддержку, если вы не хотите этого делать. Причины не важны: вы сомневаетесь, сможете ли помочь, вам страшно или человек вам попросту неприятен. Главное помнить, что свидетель происшествия принимает решение поддержать пострадавшего самостоятельно и добровольно.

  3. Принимая решение поддержать человека психологически, будьте готовы к отказу со стороны пострадавшего такую помощь принять.

Оказывая психологическую поддержку, придерживайтесь следующего порядка:

  • Постарайтесь сохранять спокойствие и самообладание

  • Помните, что пострадавший имеет измененное сознание, и может действовать неадекватно, в т.ч. проявлять агрессию в ваш адрес. Будьте аккуратны, помните о собственной безопасности, как о приоритете

  • Люди, попавшие в экстремальную ситуацию, могут вести себя по-разному и они имеют на это право. Помните, что любая реакция (не причиняющая вред другим людям) допустима, и является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства

  • Говорите спокойно и уверенно

  • В речи избегайте слов и выражений, способных усугубить эмоциональное состояние пострадавшего («катастрофа», «беда», «ужас», «страх» и т.п.)

  • Говорите кратко, избегайте пространных рассуждений

  • Не обесценивайте состояние человека («сам(а) виноват(а)», «да это ерунда», «тебе еще повезло», «возьми себя в руки», «так нельзя» и т.п.)

  • Не обманывайте пострадавшего и не обещайте того, чего не можете гарантировать

  • Не используйте для убеждения пострадавшего манипуляции

  • Неожиданные, резкие движения и физическое воздействие на пострадавшего – под запретом. Пощечины, холодная вода на лицо, активная тряска за плечи – недопустимы.

Цели психологической поддержки пострадавшего

Психологическая поддержка не является аналогом психологической помощи. И вместе с тем она важна, так как оказывается в первый момент после происшествия, наряду с оказанием первой помощи пострадавшим.

Психологическая поддержка снижает эмоциональное напряжение у пострадавшего, успокаивает его, снижает тревогу, стабилизирует психологическое состояние участников инцидента и очевидцев.

Приемы оказания психологической поддержки пострадавшим

Рассмотрим приемы психологической поддержки при различных состояниях пострадавших.

Плач

Слезы – естественная реакция человека на трагические обстоятельства. С помощью плача люди снижают эмоциональное напряжение, выплескивают переполняющие чувства. Плачущему человеку нельзя запрещать проявлять свои эмоции. Сдерживание слез не дает эмоциональную разрядку, усугубляет силу психологического травмирования человека. Будьте рядом с пострадавшим, оказывайте ему сочувствие и поддержку, утешайте. Если человек захочет рассказать вам о чем-то, дайте ему выговориться. Будьте активным и внимательным слушателем.

Если эмоциональная реакция затягивается, и плач уже не приносит облегчение – предложите пострадавшему стакан воды (кроме случаев, когда пострадавшим запрещается пить до осмотра медицинским работником. Например, при травме брюшной полости).

Истероидная реакция (истерика)

Находясь в таком состоянии, пострадавший или свидетель происшествия ведет себя очень активно: кричит, плачет, размахивает руками, передвигается в пространстве.

Ключ к преодолению истерики – снижение количества лиц, наблюдающих истероидную реакцию. Постарайтесь удалить собравшуюся толпу от места происшествия, а если это невозможно – сосредоточьте фокус внимания пострадавшего на себе.

Внимательно выслушайте пострадавшего, выразите ему невербальную поддержку (кивки, поддакивание). Сократите свое словесное участие до минимума – говорите кратко и просто, не вступайте в пространные рассуждения и диалоги. При правильном подходе, истероидная реакция пойдет на спад уже через 10-15 минут.

Истерика – очень энергозатратная эмоциональная реакция. Поэтому после ее ослабления пострадавший почувствует упадок сил и может заснуть.

Агрессивная реакция (агрессия)

Агрессивная реакция, выраженная в виде гнева и злости, может протекать в вербальной и невербальной форме. Пострадавший выкрикивает слова-угрозы, но может перейти и к агрессивным действиям (нападение, удары ногами по предметам и т.п.).

Если вы наблюдаете агрессивную реакцию – будьте аккуратнее и помните о собственной безопасности. Не спорьте с пострадавшим. Говорите тихо и вкрадчиво, обращайтесь к пострадавшему по имени, задавайте вопросы, которые позволят ему осмыслить происходящую ситуацию.

Апатия, растерянность

Если пострадавший ведет себя неактивно, его эмоциональный фон снижен мы можем предположить, что человек находится в состоянии апатии (которую еще называют «психологической анестезией»). В подобной ситуации постарайтесь поговорить с пострадавшим, задайте ему простые вопросы, что-то расскажите.

Если есть возможность – поместите пострадавшего в те условия, в которых бы его никто не тревожил. Активно выводить человека из такого эмоционального состояния недопустимо. После выхода из апатии, пострадавший сможет осознать сложившуюся ситуацию.

Страх, тревога

Чтобы помочь человеку, испытывающему страх, действуйте следующим образом:

  • Будьте рядом, оказывайте внимание и поддержку

  • Поговорите с пострадавшим о том, чего он боится, предложите «визуализировать» страх, поисследовать источник тревоги (который, в отличие от страха, менее явный)

  • Дайте человеку выговориться, не высмеивайте его страх, тревожное состояние.

Помните, что человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, сложно пережить ее в одиночку. Первичная психологическая поддержка – это тот бесценный подарок, который мы можем передать пострадавшему, чтобы хоть немного облегчить его состояние.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе оказания первой помощи и других вопросов охраны труда.

Для оформления статьи использовалось изображение с сайта Freepik

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты