Новые нормы выдачи СИЗ

Переход на новые нормы выдачи СИЗ

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства, которые используются работниками во время выполнения трудовых операций, связанных с воздействием опасных и вредных производственных факторов, производственных загрязнений.

Бесплатно обеспечивать работников СИЗ – обязанность работодателя (ст. 214 ТК РФ).

С 01.09.2023 г вступили в действие новые нормы обеспечения работников СИЗ (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», далее – «Нормы»).

Нормы, установленные данным приказом, действуют до 01.09.2029 года и обязательны к применению всеми работодателями. Согласно п. 4 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», законодательно установлен переходный период до конца 2024 года, чтобы все компании России успели завершить применение работниками ранее выданных СИЗ и продолжить их обеспечение уже с учетом новых требований.

Структура новых норм СИЗ

Новые Нормы обеспечения работников СИЗ – это объемный документ, включающий в себя следующие разделы:

  1. Приказ, утверждающий Нормы;

  2. Единые типовые нормы выдачи СИЗ по должностям и профессиям (Приложение №1);

  3. Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от выявленных опасностей, состоящие из 20 разделов по типам опасностей (Приложение №2);

  4. Единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты (ДСИЗ) в виде двух таблиц с нормами выдачи ДСИЗ в зависимости от производственных загрязнений, видов выполняемых работ (Приложение №3).

Как пользоваться новыми нормами СИЗ

Для того, чтобы обеспечить работников СИЗ по новым правилам, работодателю необходимо составить и утвердить локальный нормативный акт – «Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». Данный документ будет состоять из двух разделов:

  1. Нормы выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ);

  2. Нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств (ДСИЗ).

Работодателем (или уполномоченным им лицом) производится сбор информации о специфике деятельности каждого работника организации:

  • Информация о видах выполняемых работ;

  • Данные об используемом оборудовании;

  • Сведения о выявленных опасностях, профессиональных рисках работника, результатах специальной оценки условий труда.

На основании полученных сведений производится выбор соответствующих СИЗ из типовых Норм в следующей последовательности:

Шаг 1: подбор норм СИЗ, в соответствии с профессией (должностью) работника.

Если в одном из пунктов Норм СИЗ найдено прямое совпадение с профессией работника из штатного расписания организации, то работник обеспечивается СИЗ, согласно данному пункту Норм.

Если профессия (должность) работника в Нормах не найдена, следует осуществить поиск по схожей (аналогичной) профессии или должности.

Шаг 2: изучите Приложение №2 Норм, дополните нормы выдачи СИЗ для работников средствами защиты от производственных опасностей, идентифицированных по результатам оценки профессиональных рисков.

Пример:

В штатном расписании организации есть работник с должностью «Уборщица». Требуется обеспечить работника СИЗ. Прямого совпадения в Нормах по профессии (должности) работника не выявлено. Однако, в п. 4932 Норм приведены нормы выдачи СИЗ для «Уборщика производственных и служебных помещений». Выбираем этот пункт, как идентичный с требуемым. Согласно Нормам, работника требуется обеспечить:

  • Костюмом для защиты от механических воздействий (истирания), 1 шт /год;

  • Обувью специальной для защиты от механических воздействий (ударов) и от скольжения, 1 пара / год;

  • Перчатками для защиты от механических воздействий (истирания), 12 пар / год;

  • Головным убором для защиты от общих производственных загрязнений, 1 шт / год.

Как мы видим, работнику, согласно должности, не выдаются резиновые (или аналогичные) перчатки при работе с водой, моющими растворами и т.п. Тогда как в карте профессионального риска уборщицы учтена опасность производственных загрязнений, аллергических реакций при контакте с моющими средствами, водой. Для обеспечения работника данными СИЗ обратимся к Приложению №2 Норм и дополним список выдаваемых СИЗ Перчатками для защиты от воды и растворов нетоксичных веществ, 12 пар / год, согласно п. 6.8.1.

Шаг 3: составьте проект «Норм выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты», который может быть представлен в виде таблицы, имеющей следующие разделы:

  1.  Наименование профессии (должности);

  2. Тип СИЗ;

  3. Наименование СИЗ;

  4. Нормы выдачи с указанием периодичности выдачи, количества на период;

  5. Основание выдачи СИЗ (со ссылкой на пункт Норм).

Шаг 4: составьте проект «Норм выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств», который может быть представлен в виде таблицы, имеющей следующие разделы:

  1. Наименование профессии (должности);

  2. Производственные загрязнители / виды работ;

  3. Виды выдаваемых ДСИЗ с указанием типа средства, норм выдачи ДСИЗ на 1 месяц.

Для составления данного раздела используйте информацию, собранную в процессе изучения штатного расписания. На ее основе проведите анализ соответствия выполняемых работником трудовых операций и потребности обеспечения работников ДСИЗ при их выполнении, согласно Приложению №3 Норм.

Шаг 5: утвердите у работодателя подготовленный локальный нормативный акт «Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». Обеспечьте работников требуемыми СИЗ и ДСИЗ, согласно вновь введенным требованиям.


Остались вопросы? Обратитесь к специалистам компании «Новая Парадигма». Мы успешно и оперативно разрабатываем нормы выдачи средств индивидуальной защиты для организаций различного профиля и многие другие документы по охране труда.


Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты