Упрощенный порядок СОУТ

Время на прочтение: 12 минут

Статус микропредприятия накладывает свои особенности на формат проведения мероприятий по охране труда. О некоторых из них мы уже рассказывали в нашем блоге:

Сегодня же мы расскажем об организации такого мероприятия в области охраны труда, как специальная оценка условий труда (СОУТ).

Процедура это не новая, проводится в нашей стране с января 2014 года. Именно тогда вступил в силу основной закон, регламентирующий проведение СОУТ на предприятиях – Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Спустя десять лет, 1 марта 2023 года вступил в силу еще один нормативный акт, касающийся СОУТ – Приказ Минтруда России от 31.10.2022 г. №699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприиятиям».

Суть нововведений в том, что работодатель может проводить СОУТ на своих рабочих местах без привлечения аккредитованной организации, т.е. самостоятельно. Как применить нововведения на практике разберемся ниже.

СОУТ для микропредприятий

Нововведения касаются микропредприятий, отнесенным к следующим видам экономической деятельности (согласно ОК 029-2014):

  • Разработка компьютерного ПО, консультативные услуги в этой области и иные сопутствующие услуги

  • Деятельность в области ИТ-технологий

  • Финансовая и страховая деятельность

  • Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

  • Деятельность в области права и бухгалтерского учета

  • Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления

  • Деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технические испытания, исследования и анализ

  • Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка

  • Административная деятельность и сопутствующие услуги

  • Образование

  • Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

  • Деятельность общественных организаций.

Уточнение: действие документа не распространяется на организации, в которых по результатам прошлой СОУТ на рабочих местах были установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также при наличии профессий (должностей) работников, которым предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии по старости (см. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665). Сюда, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, можно отнести педагогических работников в учреждениях образования (школах).

Список обширный, но не исчерпывающий. Если организация имеет статус микропредприятия, но при этом занимается деятельностью, отличной от указанных выше, например, продает машины, то СОУТ придется проводить на общих основаниях с привлечением аккредитованной организации. Главный минус заключается в том, что зачастую такие организации ставят минимальную стоимость заказа. Это означает, что вне зависимости от того, 3 человека в штате компании или 20 – стоимость услуг будет одинакова.

Вместе с этим, даже в случае, если организация попала в число «счастливчиков» и может провести СОУТ самостоятельно, вероятность привлечения аккредитованной организации и соответственно затраты денежных средств – не нулевая. Ответ на вопрос «Почему так?» содержится в самом алгоритме проведения СОУТ на микропредприятии.

Как провести СОУТ самостоятельно

Шаг 1. Определение потребности в проведении СОУТ

Предлагаем следующий алгоритм:

Нужно ли проводить СОУТ

Рис. 1 Алгоритм определения потребности в проведении СОУТ на рабочих местах Организации

Уточнение: специальной оценке условий труда не подлежат рабочие места, на которых работники выполняют трудовые обязанности дистанционно.

Шаг 2. Создание комиссии по проведению СОУТ

Создание комиссии проводится на общих основаниях в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ. Состав комиссии утверждается приказом руководителя Организации. В этом же приказе утверждается план-график проведения СОУТ.

Уточнение: число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным, однако конкретное число ее членов законодательно не регламентировано. Как правило, в состав комиссии включают трех человек. Однако, если в Организации работает всего 1 или 2 работника, в состав комиссии включается только руководитель Организации.

Шаг 3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

На этом этапе работодателю предлагается заполнить проверочный лист на каждое рабочее место, подлежащее специальной оценке условий труда. Форма проверочного листа приведена в приложении №1 к Приказу Минтруда России от 31.10.2022 г. №699н. Лист содержит 27 пунктов, касающихся характера условий труда работников, например, имеет ли место подъем и перенос тяжестей, обращение с химическими веществами или наличие шума на рабочем месте.

Проверочный лист СОУТ

Рис.2 Пример заполнения проверочного листа идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте

Уточнение: при наличии хотя бы одного ответа «да» в проверочном листе компании придется привлекать стороннюю аккредитованную организацию для проведения СОУТ на этом рабочем месте. В случае если по результатам СОУТ в соответствии с замерами идентифицированных потенциально опасных и (или) вредных факторов аккредитованной организацией рабочему месту будет присвоен класс вредности (3.1 и выше) компания-работодатель больше не сможет проводить СОУТ самостоятельно.

Шаг 4. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами СОУТ под подпись в соответствующей графе проверочного листа в течение 30 календарных дней со дня утверждения проверочных листов. Ознакомление новых сотрудников с результатами СОУТ проводится в день приема на работу.

Уточнение: после проведения СОУТ работодателю необходимо включить сведения об условиях труда (классе условий труда по результатам СОУТ) в трудовые договора работников путем заключения с ними дополнительных соглашений. Новым работникам, на рабочих местах которых была проведена СОУТ, указанные сведения вносятся сразу.

Шаг 5. Подача декларации СОУТ

После заполнения всех проверочных листов необходимо заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Установленная форма декларации приведена в приложении №2 к Приказу Минтруда России от 31.10.2022 г. №699н.

Пример заполнения декларации соответствия условий труда

Рис.3 Пример заполнения декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Декларацию необходимо подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ГИТ), по месту своего нахождения в течение 30 рабочих дней со дня утверждения проверочных листов. К декларации прикладывается оригинал или заверенная копия проверочных листов.

О способах подачи декларации в ГИТ читайте в нашей статье «Результаты СОУТ: как правильно завершить спецоценку».

Шаг 6. Размещение результатов СОУТ на сайте Организации

В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ работодатель обязан разместить результаты СОУТ на своем официальном сайте (при его наличии) в течение 30 календарных дней со дня утверждения результатов. Поэтому необходимо дополнительно заполнить и утвердить сводную ведомость результатов СОУТ и план рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Уточнение: По результатам СОУТ, проводимой работодателем самостоятельно, рабочим местам может быть присвоен только 2 класс условий труда, т.е. допустимый. Мероприятия по улучшению условий труда на таких рабочих местах не требуются.

Таким образом, итоговый комплект документов по СОУТ на микропредприятии содержит:

  • Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ

  • Приказ о создании комиссии (вместе с графиком проведения СОУТ)

  • Проверочные листы идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов

  • Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

  • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Остались вопросы? Вы можете задать их в нашем Telegram-канале.

Переживаете, что не справитесь самостоятельно? Обратитесь за помощью в «Новую Парадигму» – мы подготовим всю необходимую документацию.

Для оформления статьи использовалось изображение с сайта Freepik

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты