Какие акты относятся к нормативным

Время на прочтение: 12 минут

Содержание:

Здравствуйте, уважаемые читатели блога компании «Новая Парадигма»! Законодательство сферы охраны труда обширно и изменчиво. Поэтому разобраться в нем непросто, особенно тем, кто только погружается в эту тему. Неправильное прочтение нормативного акта приводит к нарушениям закона, выраженных в ущемлении трудовых прав работников и санкциям со стороны проверяющих органов.

В каких законодательных актах содержатся государственные нормативные требования охраны труда? Какие правовые акты относятся к нормативным, а буквой каких документов можно пренебречь? Как поступить, если заметили в законодательстве неурегулированные вопросы или противоречия? В этом материале мы «разложим по полочкам» нормативные требования производственной безопасности и научим вас в них правильно ориентироваться.

Закон – это основа организации охраны труда на предприятии

Сегодня законодательство дает работодателю большую свободу в формировании системы управления охраной труда организации. Потому что без риск-ориентированного подхода невозможно выстроить действительно рабочую структуру системы для конкретной компании и удовлетворить ее потребности в объеме мероприятий производственной безопасности. Но основой каждой системы управления всегда являются нормы законодательства об охране труда.

Систему управления охраной труда собирают, как конструктор, с учетом следующих параметров:

  • Применимые законодательные нормы

  • Вид деятельности организации

  • Штатная численность персонала

  • Должности работников организации и виды выполняемых им задач

  • Используемое в компании оборудование

  • Характер работ (гибридный график, дистанционная работа)

  • Класс условий труда

  • Прочие моменты.

Чем грамотнее будет подход к разработке системы управления охраной труда, тем меньше рисков, связанных с возможными нарушениями требований охраны труда (в случае проверки контролирующих органов, и других нежелательных событий - жалоб работников, несчастных случаев на производстве и т.п.) компания будет нести. Подробнее о выстраивании системы управления охраной труда предлагаем почитать в статье Охрана труда – с чего начать работу.

Если коротко, то самым правильным подходом к построению системы управления охраной труда будет следующий:

  1. Детально изучите компанию, для которой планируете разработать систему управления: ее структуру, особенности управления и деятельности. Возьмите на вооружение эту информацию

  2. Ответьте на вопрос, какие законодательные акты устанавливают требования охраны труда для организации, исходя из ее вида экономической деятельности и прочих факторов. Здесь нет прямого ответа, все индивидуально (о законодательстве рассказывали в статье Нормативная база по охране труда)

  3. Проработайте структуру системы управления, определите ответственных лиц на каждом уровне управления (подробнее писали здесь Уровни управления охраной труда)

  4. Приступите к разработке локальных документов (регламентов, правил, инструкций и т.п.).

Какой из перечисленных этапов в работе над системой управления самый главный? Правильный ответ – каждый этап имеет значение. Помните, что «в человеке все должно быть прекрасно» (с)? В системе управления охраной труда ситуация аналогичная. Разработать систему мало, ее нужно внедрить в процессы компании. И любые шероховатости, допущенные при работе над системой, будут снижать ее результативность.

И все же, к фатальным ошибкам, можно отнести:

  • Неверный (или неполный) выбор законодательной основы для системы управления

  • Некорректная трактовка нормативных требований

  • Неправильное применение законодательных норм.

Если брать в качестве примера проверку Государственной инспекции труда, то проверяющие лица в первую очередь оценят, насколько верно и полно работодатель следует букве закона при обеспечении трудовых прав работников. И только во вторую – на сколько оптимальна по структуре система управления охраной труда. Если документы по охране труда будут в наличии, то госинспектор обязательно заглянет в их содержание с целью оценки соответствия актуальному законодательству и потребностям компании.

И вот здесь мы подошли к самому интересному вопросу: как сориентироваться в правовом поле трудового законодательства, регламентирующего производственную безопасность, чтобы при разработке системы управления учесть все важные аспекты?

Как нельзя работать с законодательством об охране труда – 3 основные ошибки

Предположим, что наш читатель новичок в охране труда, и совсем не представляет законодательной структуры трудового права. Если это так, то ниже читайте о подходах, которые вас точно не приблизят к цели разобраться в нормативных требованиях, а только окончательно запутают (и сведут с ума):

  1. Использование устаревших (отмененных) законодательных актов. Эта ошибка имеет место тогда, когда лицо, планирующее разработать документ по охране труда, решает найти его аналог в Интернете. Конечно, Всемирная сеть – это кладовая знания и мудрости, но это не касается документов по охране труда. То, что сейчас есть в Интернете в свободном доступе, содержит ссылки на уже отмененные нормативные акты, неверные статьи Трудового Кодекса РФ. Положения, инструкции по охране труда разработаны на основе правил по охране труда и иных нормативных актов в старых редакциях. Выявить это очень сложно, особенно человеку «не в теме». Поэтому, используя ранее кем-то разработанные документы нужно быть крайте осторожным и досконально проверять каждую норму в них содержащуюся на предмет актуальности. Игнорирование этого факта – прямой путь к нарушению трудового законодательства и штрафам со стороны контролирующих органов.

  2. Использование в качестве законодательной основы документов необязательного применения. Мы регулярно проводим аудиты охраны труда и изучаем на предмет законодательного соответствия локальные нормативные акты работодателей. Частая находка, на которую мы обязательно обратим внимание – ссылки в локальном акте на ГОСТы, методические рекомендации и другие документы, использование которых добровольно. «Ну что здесь опасного, если в тесте положения, инструкции или приказа будет ссылка на один или на несколько ГОСТов?» - спросите вы. В целом, ничего. Но есть одно «НО»: если такая ссылка в локальном нормативном акте есть, то и требования самого документа, на который ссылаются, организация должна выполнить. Может ли это обеспечить работодатель? Сомнительно, т.к. многие ГОСТы в охране руда трудно реализуемы, а некоторые и вовсе идут «вразрез» с обязательным законодательством.

  3. Подмена законодательных норм документами разъясняющего характера / проектами документов, не вступивших в силу. Однажды в нашем офисе раздался звонок. На другом конце провода специалист по охране труда одной компании (он не представился) хотел проконсультироваться по вопросам обучения по охране труда. Ответ нашего сотрудника специалиста не удовлетворил, и он с жаром продолжал отстаивать свою точку зрения. Как потом выяснилось, специалист по охране труда ссылался на текст проекта законодательного акта, который был размещен для обсуждения на портале https://regulation.gov.ru/. Важно знать, что до даты официального опубликования и вступления в действие, тексты проектов законодательных актов официальной силой не обладают, и попадают в информационное пространство только для ознакомления и обсуждения. Использовать их в качестве «буквы закона» недопустимо!

Если говорить о документах разъясняющего характера (например, письмах Минтруда) – то они также не являются законодательством и не имеют юридической силы.

5 золотых правил работы с законодательством по охране труда

1. Определите, какие виды правовых актов относятся к нормативным.

Правила подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти утверждены Постановлением Правительства РФ №1009 от 13.08.97г.

Предписания нормативно-правового характера могут содержаться только в актах, изданных в виде:

  • Постановлений

  • Приказов

  • Правил

  • Инструкций

  • Положений.

Прочие формы документов, например, письма, распоряжения, телеграммы и т.п. требования нормативно-правового характера содержать не могут. Конечно, и из этого правила бывают исключения, но они редки и дополнительно регламентированы отдельными нормативными актами.

2. В работе опирайтесь на иерархическую структуру документов правового поля Российской Федерации (рис. 1)

Рисунок 1 – Иерархия нормативных актов по охране труда

Статья 37 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это – основа всего законодательства об охране труда, базовые принципы которого изложены в разделе Х Трудового Кодекса РФ. Требования, изложенные в Трудовом Кодексе обязательны к исполнению всеми работодателями, ведущими деятельность на территории Российской Федерации. То же касается и федеральных законов, регламентирующих вопросы охраны труда (например, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подзаконные нормативные акты федерального значения имеют статус обязательных для всех объектов, на которых они распространяются. К таким нормативным актам относятся указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и государственных органов. И здесь необходимо определить, имеют ли законодательные требования отраслевой или межотраслевой характер. Нормы подзаконных нормативных актов базируются на требованиях Трудового Кодекса и иных федеральных законов.

Информация, какие законодательные акты относятся к государственным нормативным требованиям охраны труда также содержится в статье 212 ТК РФ.

В некоторых субъектах РФ также действует свое региональное законодательство, регламентирующее вопросы охраны труда. Оно не вступает в противоречие с федеральными требованиями, его задача иная – дополнить общероссийские нормативы особыми, имеющими значение для конкретного региона деталями.

Локальные нормативные требования – это те требования охраны труда, которые установил работодатель в своей компании. Они учитывают все законодательные нормы, распространяющиеся на организацию с учетом федерального и регионального межотраслевого и отраслевого законодательства. Это и есть документация, регламентирующая работу системы управления охраной труда работодателя

3. Регулярно отслеживайте законодательные обновления.

Для этого можно использовать актуализируемые законодательные базы, которые существуют в бесплатных версиях, а также в вариантах по подписке. С учетом того, что законодательство по охране труда изменяется часто (до нескольких раз в год), полагаться на собственную память не лучшая идея. Перед тем как использовать норму закона ее рекомендуется перепроверить по официальному тексту акта в последней редакции. В некоторых нормативных базах можно сравнить разные версии документов, также они содержат удобную систему навигации между нормативными актами, подсказки по применению тех или иных законодательных требований.

4. Внимательно читайте нормативные документы, ведь каждая буква закона имеет значение!

Приведем пример. Ниже выдержка из ст. 221 ТК РФ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Требования законодательства должны быть трактованы следующим образом:

  • Работодатель обязан бесплатно обеспечить работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами

  • Работодатель обеспечивает разработку и утверждение локального нормативного акта - «Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» (далее по тексту - Нормы)

  • Для того, чтобы утвердить Нормы, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда и оценку профессиональных рисков (если ранее такие мероприятия еще не проводились)

  • Нормы разрабатываются на основе проведенных мероприятий и с учетом Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»

  • Нормы должны быть согласованы с профсоюзом или иным уполномоченным представительным органом работников (если такие имеются).

Такой подход необходимо применять при работе с любым законодательным актом об охране труда. Имеет значение каждое слово: «обязан обеспечить», «опасности подлежат обнаружению», «контролирует» и т.п. За каждой фразой стоит конкретные действия, которые выполняет работодатель или иное уполномоченное лицо.

5. Особое внимание следует уделять терминам, используемым в законодательных актах.

Так, под производственной деятельностью, в охране труда понимается не только переработка сырья в готовую продукцию, но и строительство, а также оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). Нередко приходится слышать мнение, что юридическим фирмам или IT-компаниям охрана труда не нужна, так как они ничего не производят. И это мнение ошибочное, так как «государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности», согласно ст. 212 ТК РФ.

Вопрос законодательно не урегулирован. Что делать?

Конечно, есть в законодательстве об охране труда и «белые пятна», неурегулированные законодательно моменты и ситуации. Как быть с ними? Дадим на этот счет несколько советов:

  1. Не паникуйте, правовое поле для всех одно, и вы не первый и не последний, кого интересовал вопрос применения той или иной законодательной нормы. Здесь самое время задать вопрос грамотному коллеге, экспертам компании «Новая Парадигма» (мы отвечаем на вопросы в нашем Telegram-канале, не забудьте на него подписаться) или дежурному инспектору на сайте онлайнинспекция.рф.

  2. Если вы заметили, что нормы, предписываемые нормативным актом, противоречат законодательству рангом выше (см. рис. 1), пользуйтесь требованиями нормативного документа более высокого уровня.

  3. Есть вопросы, для разрешения которых только трудовым законодательством не обойтись. Смотрите на ситуацию шире. Иногда ответ можно найти в смежных сферах: санитарное законодательство, законодательство о безопасности дорожного движения, об образовании и т.д.

Для оформления статьи использовалось изображение от jcomp с сайта Freepik

Читайте также

охрана труда
документы
обзоры
Разберем порядок комплектации рабочих мест организации дежурными средствами индивидуальной защиты